Современная жизнь диктует необходимость коренных изменений, как в практике преподавания, так и в методической науке. Одной из важнейших педагогических задач сегодня является приобщение подрастающего поколения к универсальным глобальным ценностям, формирование у детей и подростков умений общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве.
Оживление межкультурной коммуникации, повышение интереса к накопленному человечеством интеллектуальному богатству делают иностранный язык не просто интересной учебной дисциплиной, но и необходимым средством для диалога культур, интеграции нашей страны в мировую экономическую систему, осуществления совместных научно-технических проектов с другими странами.
Одним из направлений работы клуба «Собеседник» стало участие в международных интернет проектах. Данный вид деятельности направлен на знакомство учащихся с культурой и реалиями англоязычных стран и их сравнение с нашими национальными традициями и стилем жизни, а также воспитание культуры общения, формирование у учащихся уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.
В 2004 году был разработан образовательный проект «Диалог культур: международные интернет-проекты как средство формирования гражданственности и национального самосознания», в рамках которого была изучена технология диалога культур и методические рекомендации по ее реализации. Кружковцы зарегистрировались и стали членами международной ассоциации iEARN, которая предоставляет возможность школьникам разных стран сотрудничать посредством участия в глобальных телекоммуникационных проектах. В основе деятельности лежит методика интернет проектирования.
Работа по реализации образовательного проекта «Диалог культур: Международные интернет проекты как средство формирования гражданственности и национального самосознания» была разделена на два этапа: обучающий и аналитический.
На начальном этапе члены клуба «Собеседник» пробовали свои силы в интернет проектах разной направленности. Первым стал проект «Обучающие круги».Это способ группирования школьников и учителей в международные команды или «круги» для развития глобальных проектов по общим темам. Данный проект – это высоко интерактивное, взаимообучающее и изучающее окружение, в котором материалы, созданные каждой группой участников, становятся работой Круга. Общие задания должны создавать публикацию Круга, которая собирает и суммирует круговые проекты. Эти Круги являются групповой деятельностью с определенным набором задач согласно расписанию.
Клуб английского языка «Собеседник» принимал участие в данном проекте в 2005 году. Темой проекта стало обсуждение проблем современной Европы, одним из вопросов, работы Круга поднятых в рамках было воспитание гражданственности в современном обществе. Результаты исследования и фотография клуба «Собеседник» опубликованы на сайте проекта www.iearn.org/learning circles.
Особый интерес у учащихся вызвали интернет проекты экологической направленности. В ходе работы над проектом «Тюльпаны и нарциссы»учащиеся разных школ мира в одно и то же время высаживали луковицы тюльпанов и нарциссов и наблюдали за процессом роста цветов, делились успехами и проблемами, обсуждали влияние климата и температуры на развитие растений.
Целью международного
интернет проекта ENO сталоизучение окружающей среды отдельного
региона в глобальном аспекте. Члены клуба английского языка «Собеседник»
принимали участие в акции по посадке деревьев - символа мира, связи поколений и
передачи традиций, посвященной Международному дню мира. В этой акции приняли
участие более 650 школ по всему миру. В
рамках этого же проекта был представлен мюзикл
«Слезы жизни».
Работа клуба в этом проекте отмечена дипломами
международного образца.
Самым популярным стал творческий проект «Обмен рождественскими открытками». Это международный интернет- проект, в ходе которого учителя и ученики разных школ и стран обмениваются рождественскими открытками. Участники проекта готовят конверт с самодельными или печатными открытками, материалами о себе, рождественских и новогодних традициях в своей стране, рецептами праздничных блюд. Формируются группы из 7-8 школ, на адреса которых и высылаются эти материалы. После получения открыток организовывается выставка. Участвовать в проекте могут дети всех возрастов.
Члены клуба
английского языка «Собеседник» принимают участие в этом проекте ежегодно с 2006
года. Между детьми налажена переписка, благодаря этому проекту они нашли много
друзей за рубежом. А между гимназией №
Ежегодно клуб английского языка «Собеседник» проводит литературные конкурсы. Сборники стихов наших учащихся «Сердце матери» и «Трагедия войны» были представлены в рамках международного Интернет- проекта «Взгляд». Это международный литературный журнал, который учит толерантности и взаимопониманию. Юные писатели и поэты приглашают к диалогу между читателями и авторами журнала. Цель проекта – использование искусства и творческих работ для отображения идеи о том, что несмотря на языковые, культурные, этнические и расовые различия подростки всего мира имеют одинаковые ожидания, сомнения, тревоги, интересы.
В течении последних трех лет члены клуба «Собеседник» работали над проектами краеведческой направленности. Национально-региональный компонент в процессе обучения английскому языку и культуре выступает в роли связующего элемента, способствующего проникновению в изучаемую культуру: каждый аспект культуры подвергается кросс - культурной оценке путем сравнения или контрастирования.
В ходе работы над проектом «Моя школа – твоя школа» - школьники сравнивали и анализировали школьную жизнь в разных странах мира. Каждая школа – участник проекта предоставляла материал о своей школе, увлечениях учащихся, расписании, заведенном распорядке, традициях.
Целями проекта «Здесь, дома» было представить своим сверстникам, живущим в разных уголках мира свою страну, приобрести и применить свои знания в области экскурсоведения и туризма, создать странички сайта - каталога наиболее интересных мест, фактов, событий, взглядов, праздников, особенностей национальной кухни, традиций, песен, игр и т.д.
Проект «Национальные костюмы» предоставил возможность учителям и школьникам со всего мира обменяться информацией о национальных костюмах своих народов, и рассказать о своём народном фольклоре и национальных традициях. Школьники присылали картинки с народными костюмами их страны и их короткое описание, а также рассказали о тех случаях, когда люди их одевают.
Возможность обменяться информацией о национальных ремеслах и познакомиться с культурой стран-участников проекта была предоставлена проектом «Национальные ремесла», нашими партнерами были школьники из России, Польши и Китая. Их очень заинтересовали белорусские поделки из соломы.
На основе материалов, полученных в ходе работы над проектом «Сказки народов мира» членами клуба был подготовлено театрализованное представление. Народные предания являются одним из средств изучения жизненных проблем, обычаев, традиций. Как правило, сказки народов мира похожи. Их основные темы - борьба добра со злом, мудрости против невежества. Проект «Сказки народов мира» рассматривает глобальные вопросы сходства и различия в культурах народов мира через народные сказки.
Интернет проект «Женщины моей страны» предполагает сравнение социального и политического статуса женщин во всём мире, а также обмен информацией о выдающихся женщинах во всех сферах деятельности. Выставка материалов этого проекта была приурочена к празднику 8 марта и вызвала большой интерес у учащихся.
Практическую реализацию получили и материалы проекта «Национальная кухня»,в ходе которого школьники исследовали рецепты типичных блюд своих стран, а также происхождение ингредиентов и рецептов, легенды и истории про них. Ребята попробовали приготовить блюда по присланным рецептам и устроили День национальной кухни.
Кроме международных интернет-проектов члены клуба «Собеседник» принимали участие в республиканском конкурсе «Я – гид», который был организован для молодых людей, заинтересованных в межнациональных контактах, изучении своей страны и более глубоком знании иностранных языков. Основной целью проведения конкурса стало создание дополнительных условий для более глубокого понимания молодыми белорусами национальных традиций и культуры Беларуси как составной части Европы, приобретения опыта межнациональной коммуникации и практического использования иностранных языков.
Дипломами было
отмечено участие членов клуба в
национальной интернет игре "Наша Беларусь",
посвященной проблемам и
перспективам развития нашей страны. Команда гимназии под руководством учителя английского языка Зубрилиной И.В. и учителя информатики Кетко С.И. стали участниками дистанционного курса Adobe Youth Voices, в ходе которого приобрели навыки работы с программами Photoshop, Premier, работа команды отмечена сертификатами международного образца, а медиапродукты, созданные в результате курса, стали лауреатами II и III республиканских медиафестивалей "Голоса молодежи" в 2011 и 2012 гг.
По материалам проектов регулярно организовываются фото-выставки, материалы используются при проведении занятий кружка и мероприятий.
Участие в этом движении имеет огромный воспитательный потенциал, прежде всего, это уважение к культуре и традициям других народов и воспитание гражданственности и патриотизма, ибо когда из множества стран, участвующих в проекте мы единственные представляем Беларусь, учащиеся чувствуют огромную ответственность и серьезно относятся к работе. Всё это способствует укреплению морально – психологической обстановки, приобщению детей к национальной и мировой культуре, способствует общению, дружбе, сближает учащихся, мобилизует их творческие способности.
Опыт работы клуба «Собеседник» в интернет проектах обобщен на страницах журнала «Праблемы выхавання» (№2, 2009), а также в сборнике «Диалог культур: к гражданственности через родной и иностранный язык», который был представлен и отмечен дипломом на проводимой Министерством образования республиканской выставке «Воспитание гражданственности и патриотизма среди детей и молодежи» в Академии последипломного образования.