Вторник, 16.04.2024, 20:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя английского языка     Зубрилиной Инессы Владимировны

Воспитание гражданственности на уроках английского языка

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

If we are to teach real peace in this world, and if we want to be proud of our country, we shall have to begin with the children.

Mohandas Gandi

 В условиях реформы образования, проводимой в нашей стране, все большую актуальность приобретают вопросы совершествования учебной и воспитательной деятельности школы. Особой критике подвергаются содержание и методы воспитательной работы в бывшей советской школе, но в то же время не хватает новых научно-методических подходов к ее совершествованию, причем особое беспокойство вызывает ситуация с патриотическим воспитанием молодежи. Поэтому воспитание в духе гражданственности рассматривается  нашим правительством в качестве безотлагательного императива, ибо патриотизм является своеобразным стержнем , сердцевиной личности.

На мой взгляд, опираться в данном вопросе нужно на деятельностно-отношенческую концепцию воспитания, которая занимает ведущее место в современной педагогике. В соответсвии с данной концепциейпроцесс выработки всякого личностного качества включает в себя три составляющие:

- когнитивный или интеллектуально-личностный аспект, включающий в себя знания о том, что значит быть патриотом своей Родины, знания норм межнациональных отношений;

- эмоционально-чувственный аспект, характеризующийся внутренним стремлением и убеждением в необходимисти соблюдения этих норм,

- деятельно-практический, или поведенческий аспект.

Как сформировать у детей чувство гражданственности? Ответ, думаю, однозначный: только через деятельность. Деятельность может быть и речевая, и практическая, в зависимости от возрастных особенностей детей, их интересов и склонностей.

Известно также, что каждый учебный предмет развивает человека своим содержанием, особое место, безусловно отводится рордному языку и литературе, истории и географии родного края, роль же и место иностранного языка несколько недооценивается.

Я же глубоко убеждена, что школьный предмет "Иностранный язык”, как никакой другой, представляет огромные возможности для всестороннего развития личности, формирования гуманистического мировоззрения, терпимости, миролюбия. Процессу "обучения иностранным языкам ” в настоящее время противопоставляется "обучение иноязычной культуре” (Кузовлев В.П., Сафонова В.В), которое принципиально отлично и по цели, и по содержанию. Целью "обучения иноязычной культуре” является формирование человека не столько как носителя знаний, сколько как человека культуры, развитие его духовных сил, способностей, воспитание его морально ответственным и социально полезным человеком; а содержанием образования является культура как система духовных и материальных ценностей, накопленных обществом во всех сферах, от быта до философии.

Таким образом, воспитание патриотизма и гражданственности должно осуществляться прежде всего через содержание изучаемого материала путем применения разлизных методов и приемов. Кроме того, надо помнить, что общение на английском языке - это межкультурное взаимодействие. Можно ли достичь взаимопонимания, если мы не знаем (а иногда и не хотим знать), что наш собеседник отличается от нас уже потому, что родился и вырос в другой стране, в другой культуре?

Очень важно донести до ребёнка, что чужая культура—не хуже и не лучше нашей - она просто другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям, но прежде всего нужно научить детей любить свою страну, уважать свою историю и культуру.

Исходя из своего небольшого опыта, считаю, что одним из важнейших средств воспитания гражданственности на уроках ИЯ является использование технологии диалога культур.

Данная технология способствует формированию у учащихся представлений о культуре как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, более глубокое осознание своей родной культуры через контекст культуры англоязычных стран;

воспитанию чувства патриотизма, чувство гордости за свою культуру, свою страну; воспитанию потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи.

Межкультурная коммуникация, как диалог культур может быть реализована исключительно на наследии собственного народа, национальной культуре, культуре родного края.

Включая в материал урока национально-региональный компонент, я стремлюсь развить у учащихся умение представлять не только свою страну, но и свою малую родину в условиях межкультурного общения.

Национально-региональный компонент в процессе обучения английскому языку и культуре выступает в роли связующего элемента, способствующего проникновению в изучаемую культуру: каждый аспект культуры подвергается кросс - культурной оценке путем сравнения или контрастирования.

Диалог культур является прекрасным средством борьбы против национальной неприязни, если он не ограничивается простым сопоставлением фактов родной и иностранной культуры Подлинный диалог культур предполагает учёт следующих условий: во-первых, необходимо знать чужую культуру. Но "знать” не в смысле примитивно "запомнить и уметь воспроизвести”. Чтобы знать, надо: Воспринять, проанализировать, оценить, сопоставить со своим, включить в систему своих знаний, действовать соответственно новому желанию.

Если учащийся не прошёл все эти ступени присвоения знаний, они вряд ли будут действенными, ибо нет другого пути к овладению иноязычной культурой, как через деятельность.

Очень важно научить учащихся умению самостоятельно выяснять, узнавать интерпретировать культурные ценности, соотносить существующие стереотипы с собственным опытом и делать адекватные выводы, а не пассивно получать информацию от учителя.

Принцип обучения в контексте диалога культур создаёт условия изучения культуры стран изучаемого языка с опорой на мировую культуру и переосмысление отечественной культуры в зеркале мировой культуры, результатом которого является взаимопонимание.

На уроках пытаюсь вовлечь учащихся в различные виды стимулирующей деятельности: чтение текстов с различными учебными стратегиями (skimming, scanning, reading for detail), обсуждение и интерпретация текста, заполнение сравнительных таблиц (сопоставление с собственной культурой) и т. д., которые ведут к межкультурному сравнению и достигаемое межкультурное общение организуется как двусторонний процесс, как диалог двух культур – иноязычной и национальной.

В своей работе я широко применяю различные активные формы уроков, но особенно люблю готовить и проводить уроки – праздники с использованием технологии диалога культур. При проведении уроков – праздников особое внимание уделяю сопоставлению культурных традиций народов различных стран, подчёркиваю, что народы создали свои праздники прежде всего для того, чтобы отдать дань уважения своими близким, своей стране, своим религиозным и культурным традициям, что сложившиеся веками обряды и ритуалы подчеркивают ценность человека и уважительное отношение к нему.

На уроках мы изучаем и обсуждаем такие темы, как:

Географическое положение, климат, природные ресурсы республики,символика.

Дятлово- мой родной город.

Образование и культура. Религия.

Традиции и обычаи.

Национальные виды спорта.

Выдающиеся люди моего родного края.

Все эти темы изучаются не изолированно, они включены в соответствующие разделы учебника.Основным методом работы с этими материалами является сравнение. Мы работаем с различными сравнительными таблицами, удачными в данном ключе являются приемы технологии критического мышления.Кроме того,оправдывает себя и технология языковых проектов. Например, гимназистами разработаны проекты «Белорусское кино», «Белорусская кухня»,»Мой родной город».

Стараясь расширить содержание занятий, мы используем различную справочную литературу, публикации газеты "MINSK NEWS”. При работе с газетным материалом, на наш взгляд, очень важно правильно выбрать вид речевой деятельности, предварительно сняв языковые трудности, так как уровень предъявляемого текста должен соответствовать уровню знаний учащихся, должен быть посильным и доступным.

В рамках работы клуба английского языка «Собеседник» гимназисты принимали участие в международных интернет-проектах, например «Мир-Гид», проект о родном городе (10 класс), «Твоя школа- Моя школа», проект в которым мы представляли материл о своей стране, городе, школе (9 класс), «Обучающие круги», целью данного проекта стало обсуждение проблем в различных странах современной Европы (9 класс), «Обмен рожденственскими открытками», в ходе которого мы  говорили о рожденственнских традициях в нашей стране (5-9 классы) и многие другие проекты, ибо когда из множества стран , участвующих в проекте мы единственные представляем Беларусь, учащиеся чувствуют огромную ответственность и серьезно относятся к работе. Всё это способствует укреплению морально – психологической обстановки, приобщению детей к национальной и мировой культуре, способствует общению, дружбе, сближает учащихся, мобилизует их творческие возможности.

Преподавание английского языка в контексте диалога культур способствует воспитанию человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами английского языка. Осуществление обучения и воспитания в контексте культуры способствует лучшему усвоению учебного материала, повышению коммуникативно-познавательной мотивации, обеспечивает возможность одновременного обращения к языку и культуре, положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся, способствует формированию толерантности учеников к носителям любых культурных, религиозных, этнических традиций, воспитанию личности 2І века. Таким образом, только регулярная, содержательная и разнообразная работа по формированию патриотизма и гражданственности, которая органически сочетает в себе развитие интеллектуально-эмоционального и поведенческого компонентов в деятельности учащихся, позволяет добиваться эффективных результатов в их воспитании.