Воскресенье, 25.06.2017, 13:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя английского языка     Зубрилиной Инессы Владимировны

Принцип реальности на уроках

ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Эффективность обучения иностранным языкам зависит от многих факторов - как субъективных, так и объек­тивных. В частности, она зависит от количества времени, посвященного занятиям, качества учебников и учеб­ных пособий, наличия современных средств обучения, способностей самих учащихся и др. Не секрет, что, попадая в реальную языковую среду, ребенок в процессе общения, так же как и взрослый человек, усваивает лексические и грамматические структуры изучаемого языка намного быстрее и с меньшими усилиями, чем на обычном уроке в школе, где учитель часто не способен из-за объективных причин в полном объеме обеспечить принцип коммуникативности. Дети, проведя даже месяц в иноязычной среде, реально осваивают многие лек­сические формы.

Успешному и быстрому усвоению материала может способствовать моделирование реальных бытовых ситу­аций на уроках иностранного языка. Осуществление принципа реальности на практике позволит сократить время, необходимое для усвоения конкретного языкового материала, в два, а иногда и в три раза, что доказы­вает практика. Так, например, изучая тему "Путешествия", можно смоделировать ситуацию в туристическом агентстве: где учащиеся в парах играют роли сотрудника и клиента туристической фирмы. В ходе диалога учащи­еся закрепляют лексический материал.

Более успешному усвоению материала будет способствовать наличие на уроке схематических атрибутов туристического агентства - различных каталогов, рекламных проспектов, брошюр, плакатов. Безусловно, этапу закрепления материла должен предшествовать этап объяснения (введения) нового материала. Он может быть осуществлен в процессе простого чтения и повторения новых слов и речевых оборотов или в процессе прослушивания записанного на плёнку диалога (или просмотра видеофрагмента).


ПРИМЕР 1

Учебник для 4-го класса под редакцией И.В. Вере­щагиной (наиболее распространенный учебник в школах и классах, где углубленно изучается англий­ский язык) вводит по теме "Путешествия" следую­щую лексику: ticket (single and return), to travel, trip, tour, first class, tourist class, seaside, airport, luggage и др. Учитель предлагает в качестве базового следую­щий диалог (он может быть записан на доске, либо прослушивается или просматривается учащимися с магнитного носителя; наиболее эффективно сочета­ние двух вышеназванных методов):

 

Agent: Hello, can I help you?

 Client: Good afternoon. I would like to go somewhere

for my vacation.

Agent: What country and region would you prefer?

 Client: I have not decided yet. Can you recommend

something special for me?

Agent: It is the matter of money. We have both expen­sive and cheap tours.

Client: It does not matter. I have enough money.

Agent: We can recommend a special tour to Thai­land. It is rather interesting. You will have a rest at the seaside and visit a lot of exotic places.

Client: Can you show me the catalogues?

 Agent: Here you are. You will board a Lufthansa plane at Minsk Airport, and then change planes in Frankfurt. Unfortunately there is no direct flight from Minsk. What class would you like - tour­ist or first?

Client: I prefer to travel first class.

Agent: Here is your ticket, luggage card and insurance. What hotels do you prefer?

Client: Five star please.

Agent: O.K. $1800 please. Bon Voyage.

ПРИМЕР 2

При изучении темы "Еда" в третьем классе на этапе закрепления лексики возможно смоделировать си­туацию "в ресторане". Один из учеников выполняет роль официанта, другой - роль посетителя рестора­на. Здесь также наибольшую эффективность придаст наличие схематических атрибутов ресторана, которые можно предложить подготовить самим учащимся (пластмассовая посуда и муляжи продуктов питания).

Waiter: Good afternoon. I am glad to welcome you to

our restaurant.

Client: Good afternoon.

Waiter: Please, make a choice. Here is our menu.

Client: I am very hungry. What can you recommend?

 Waiter:We have a wonderful mushroom soup for the

first course, a great variety of vegetable salads

and chicken, roast beef and meatballs for the

second course.

Client: O.K. I will take some soup, tomato salad and

chicken. And what about dessert?

Waiter: We offer cakes, pies, puddings, different fruits, milk, chocolates, and so on...

Client: Apple pie and fruit salad please.

Waiter: What would you like to drink - cola, juice, lem­onade, mineral water, coffee or tea?

Client: Orange juice and coffee, please.

Waiter: Bon Appetite!

Этапы подготовки такие же, как и в первом "при­мере.

Первоначально учитель вводит новый лексичес­кий материал (при помощи различных способов), а затем закрепляет его на предложенном образце. Ме­тодически логичным шагом является составление сво­его диалога по образцу и проигрывание ситуации несколько раз.

Описанные примеры относятся к 3-му и 4-му клас­сам школы (возраст детей - 8-10 лет). На данном этапе ведущей деятельностью ребенка является игра (а детям данного возраста интересен сам процесс игры), которая постепенно уступает место учебе. Та­ким образом, психологически оправданно создание игровых ситуаций на уроке.

В старших классах ситуация несколько иная — ча­сто ребятам старшего школьного возраста необходимо решать реальные (взрослые) вопросы. В про­цессе разыгрывания сценок из жизни ребята смо­гут высказать и свое мнение, отношение к конкрет­ной жизненной проблеме (межличностных отноше­ний, войны и мира, любви и дружбы, экономики и политики). Реализация этого возможна в организа­ции уроков-дискуссий, уроков-семинаров и "круг­лых столов". Однако успешность проведения тако­го рода классных и внеклассных мероприятий за­висит от подготовки учащихся. Как правило, под­готовка занимает гораздо больше времени, чем само мероприятие, при этом требуется реальная заинте­ресованность учащихся в его проведении. Приме­нение принципа реальности на практике достигает триединой цели урока - образовательной (учащие­ся получают знания по теме -лексические и грам­матические), воспитательной (формируется вежли­вый стиль общения) и развивающей (развитие крат­ковременной и долгосрочной памяти учащихся и об­разного мышления). Учебную ситуацию необходи­мо приближать к реальной, что максимально повы­шает эффективность урока.