Четверг, 18.04.2024, 17:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя английского языка     Зубрилиной Инессы Владимировны

Особенность работы с учащимися с разным уровнем обученности

Особенность работы с учащимися с разным уровнем обученности.

Как известно, профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Ребята, перейдя  на  мультипрофильное обучение, должны были, прежде всего привыкнуть к новому учителю и новым одногруппникам, преодолеть стеснение и зажатость. Некоторым из них для этого потребовалось около месяца, для этого необходимо было продумывать задания личностного характера, учитывая потребности и интересы ребенка, повышая тем самым и его мотивацию. На занятиях осуществлялась  взаимосвязь чтения и письма через управление самостоятельной (индивидуальной, парной и групповой) речемыслительной деятельностью учащихся с помощью различного вида опор. Проанализировав требования программы и уровень заданий ЦТ, я определила спектр проблем, основными из которых стали выбор необходимых справочных пособий, сборников упражнений и способ подачи учебного материала, т.к. уровень обученности учащихся был разный. Выбор был очевиден – применение технологии разноуровневого обучения, более того, это была тема моего самообразования и основное направление работы научно-практической лаборатории.

Анализируя методику и приемы разноуровневого обучения, я пришла к выводу, что наиболее эффективным является систематическое применение обучающих педагогических тестов.

Педагогический тест — это система заданий возрастающей сложности и специфической формы, который позволяет качественно и эффективно определить уровень знаний ученика. Основными требованиями к такому тесту являются следующие:

1)             В подобном тесте должны быть собраны такие задания, которые обладают  систематизирующими качествами;

2)             Задания должны располагаться по мере возрастающей сложности;

3)             Тестовые задания должны представлять собой не вопросы и задачи, а задания, сформулированные в форме высказываний;

4)      содержание теста должно быть оптимальным отражением учебного материала.

В целом обучающий разноуровневый тест опирается на следующие виды заданий:

1)  выбор (multiple choice)

2)         открытая форма (blank completion)

3)         установление соотношений (matching)

4)         установление правильной последовательности действий (arranging elements)

5)         трансформация (replacing)

6)         установление логических (количественных, причинно-следственных и т.д.) связей (joining elements)

7)         незаконченное предложение (adding)

Естественно, выбор заданий и их последовательность зависит от предмета, темы, цели, которую преследует учитель, и результата, который должен быть получен.

Систематическое применение разноуровневых тестов имеет массу плюсов: прежде всего, возможность выбора и осознание учебного успеха, а также осознание своего реального роста, что дает учителю возможность корректировать и диагностировать дальнейшую работу. Кроме того, применение разноуровневых тестов создает прекрасную возможность для самостоятельной работы учащихся, которая,  является одной из важнейших форм учебно-познавательной деятельности и способствует достижению соответствующего уровня развития языковых и речевых умений и навыков самообразования, а также делает урок развивающим.

Использование разноуровневых тестов идеально сочетается с применением на уроках технологии полного усвоения, которая является одним из вариантов программированного обучения.

Суть: после определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты – учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов), далее организуется обучение, проверка – текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка. И так до полного усвоения заданных учебных элементов, тем, разделов, предмета в целом.

Успешность обучения зависит от многих факторов. Одним из главных является обучение с учетом способностей и возможностей ученика.

По технологии полного усвоения обучение происходит на основе индивидуальных   особенностей учащихся. Данная технология  позволяет в едином классном коллективе работать с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей.

Учебный процесс по модели полного усвоения состоит из следующих этапов:

1)           Мобилизующий этап

а) общая установка

б) детальное уточнение целей обучения

2)           Изучение нового материала

3)           Диагностическое тестирование

4)           Коррекционная работа

5)           Итоговое тестирование

После изучения нового материала и первичного за­крепления следует переходить к следующему этапу — диагности­ческому тестированию.

Диагностический тест позволяет увидеть тех ребят, которые не смогли продемонстрировать полное усво­ение материала, выявляет пробелы в знаниях и умени­ях учащихся по изученной теме, устанавливает уровень усвоения учащимися изученного материала. Цель диа­гностического теста — выявить необходимость коррекционной работы. Результаты проверки диагностическо­го теста не оцениваются. Сведения по результатам этих проверок служат только для того, чтобы ученик мог легче обнаружить неясности или ошибки и исправить их.

После выполнения диагностического тестирования ученики разделяются на две группы: достигших и не до­стигших полного усвоения, т. е. класс разбивается на группу коррекции и группу углубления. Для учеников из группы углубления подбирается дополнительный материал повышенного или углубленного уровня. После самосто­ятельного выполнения заданий нужно проверить, обсудить результаты. На некоторых уроках ученики из группы до­стигших полного усвоения помогают отстающим одно­классникам достичь минимального уровня, т.к., объясняя материал другим, они сами усваивают его лучше.

Основное внимание на этом этапе урока следует уделить тем ученикам, которые не усвоили материал. Для коррекционной работы нужно подобрать задания, направленные на устра­нение пробелов в знаниях, умениях. Для этого по резуль­татам диагностического теста нужно выделить типичные ошибки. Изложение материала повторяется заново, при­чем способ его подачи изменяется. Для устранения час­тных пробелов и затруднений применяется индивидуальная форма работы: отстающим помогает или ученик из группы углуб­ления, или учитель. Работа с группой коррекции происходит по следу­ющему плану: объяснение, опрос, работа по образцу.

Для коррекционной работы необходимо составлять аль­тернативный материал, чтобы у учеников был выбор. Входе коррекционной работы не следует предъявлять более высоких тре­бований к тем учащимся, которые не достигли уровня обя­зательной подготовки, т.к. важно, чтобы трудности в учеб­ной работе были для таких учащихся посильными.

Цель итогового теста: проверка качества и уровня сформированных знаний, умений и навыков учащих­ся по теме или разделу. Заключительная проверка про­водится в форме теста или разноуровневой контрольной работы. Структура итоговых работ: задания обязатель­ного уровня и задания более высокого уровня, выполнение которых  дает возможность сильным ученикам проявить себя.

К концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за от­веденное на данную тему время.

Так как у нас по программе на изучение многих тем отводится только по одному уроку и применить всю мо­дель технологии невозможно, рационально использовать только эле­менты технологии, а именно диагностическое тести­рование. В конце урока после изучения и закрепления материала выполняется диагностический тест, кото­рый позволяет увидеть уровень усвоения материала учащимися. Исходя из этого, разрабатывается дальней­шая система мероприятий по коррекции учебной рабо­ты учащихся (ликвидации пробелов в знаниях, умени­ях и навыках) через систему индивидуальных домашних заданий. Используя результаты диагностического тес­та, выделяю типичные ошибки и подбираю необходи­мый дидактический материал для коррекционной рабо­ты на следующем уроке.

Очень часто задания для итогового тестирования были представлены в виде компьютерного теста. В целом, следует отметить, что в своей работе на уроках в мультипрофильной группе я использовала  компьютер на всех этапах процесса обучения:

- как источник информации,  как тренажер при формировании грамматических навыков и развитии умений,  как наглядное пособие для организации работы с текстом,  как средство, дающее детям возможность организовать самоконтроль, как средство, помогающее преподавателю организовать индивидуальное наблюдение за учениками.

Чаще всего мы работали с программами English for Pupils, Triple Play Plus, интерактивным учебником по современной грамматике английского языка « Resourses», курсом английского языка в компьютерной программе «Знак».

Использование программы «Знак» помогает детям организовать самоконтроль, после выполнения заданий они имеют возможность проверить себя, проанализировать свои ошибки, сравнить свои нынешние результаты по данной теме с предыдущими.

 Интерактивный учебник по современной грамматике английского языка, и программа « Resourses»  использовались  на уроках формирования грамматических умений и навыков, учащиеся просматривали материал, конспектировали основные моменты, выполняли упражнения на первичное закрепление, каждый имел возможность работать в своем индивидуальном темпе и режиме, мог вернуться к теории во время выполнения практических заданий, тем самым совершенствуя навыки самостоятельной работы.  Данная программа способствует овладению лексики по тематическим блокам, изучению формул речевого этикета, совершенствованию навыков письма,  отработке правописания слов, употреблению правильного порядка слов в предложении.

Учебная мультимедийная программа English for Pupils помогает сформировать  и закрепить первичные грамматические навыки, развить необходимые умения работы с аудио и печатным текстом. Эта программа способствует и общему развитию кругозора, здесь можно найти материалы, связанные с историей, достопримечательностями Лондона. Данным программой я пользуюсь и в ходе занятий по факультативному курсу  «Страноведение англоязычных стран», а также на заседаниях клуба английского языка «Собеседник».

Отрадно, что придя в мультипрофильную группу, учащиеся не разочаровались в своем выборе. Безусловно, поначалу им было сложно, возможно, требования, предъявленные к ним , были довольно высокие. Но поняв, что все в их силах , к концу десятого класса мотивация их выросла (вероятно, это связано с пробным тестированием, они увидели реальный уровень теста и поняли, что за них его никто сдавать будет). Это отразилось на их результатах. Согласно мониторинга, уровень обученности рос постепенно. I четверть– 1 ученик на третьем уровне, 6 учащихся  на четвертом уровне.

 II четверть - все на четвертом уровне. IV четверть – 2 ученика на пятом уровне, 5 учеников  на четвертом. Искренне надеюсь, что учащиеся подтвердят свои оценки на тестировании.

            На основе материалов, разработанных к урокам в мультипрофильной группе в течение двух лет, создан сборник разноуровневых заданий. Уверена, что он будет полезен в нашей дальнейшей работе, т.к. проблема недостаточного обеспечения учебно-методической литературой является очень важной.