Особенность работы с учащимися с разным уровнем обученности
Особенность работы с учащимися с разным уровнем обученности.
Как известно, профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Ребята, перейдя на мультипрофильное обучение, должны были, прежде всего привыкнуть к новому учителю и новым одногруппникам, преодолеть стеснение и зажатость. Некоторым из них для этого потребовалось около месяца, для этого необходимо было продумывать задания личностного характера, учитывая потребности и интересы ребенка, повышая тем самым и его мотивацию. На занятиях осуществлялась взаимосвязь чтения и письма через управление самостоятельной (индивидуальной, парной и групповой) речемыслительной деятельностью учащихся с помощью различного вида опор. Проанализировав требования программы и уровень заданий ЦТ, я определила спектр проблем, основными из которых стали выбор необходимых справочных пособий, сборников упражнений и способ подачи учебного материала, т.к. уровень обученности учащихся был разный. Выбор был очевиден – применение технологии разноуровневого обучения, более того, это была тема моего самообразования и основное направление работы научно-практической лаборатории.
Анализируя методику и приемы разноуровневого обучения, я пришла к выводу, что наиболее эффективным является систематическое применение обучающих педагогических тестов.
Педагогический тест — это система заданий возрастающей сложности и специфической формы, который позволяет качественно и эффективно определить уровень знаний ученика. Основными требованиями к такому тесту являются следующие:
1) В подобном тесте должны быть собраны такие задания, которые обладают систематизирующими качествами;
2) Задания должны располагаться по мере возрастающей сложности;
3) Тестовые задания должны представлять собой не вопросы и задачи, а задания, сформулированные в форме высказываний;
4) содержание теста должно быть оптимальным отражением учебного материала.
В целом обучающий разноуровневый тест опирается на следующие виды заданий:
1) выбор (multiple choice)
2) открытая форма (blank completion)
3) установление соотношений (matching)
4) установление правильной последовательности действий (arranging elements)
5) трансформация (replacing)
6) установление логических (количественных, причинно-следственных и т.д.) связей (joining elements)
7) незаконченное предложение (adding)
Естественно, выбор заданий и их последовательность зависит от предмета, темы, цели, которую преследует учитель, и результата, который должен быть получен.
Систематическое применение разноуровневых тестов имеет массу плюсов: прежде всего, возможность выбора и осознание учебного успеха, а также осознание своего реального роста, что дает учителю возможность корректировать и диагностировать дальнейшую работу. Кроме того, применение разноуровневых тестов создает прекрасную возможность для самостоятельной работы учащихся, которая, является одной из важнейших форм учебно-познавательной деятельности и способствует достижению соответствующего уровня развития языковых и речевых умений и навыков самообразования, а также делает урок развивающим.
Использование разноуровневых тестов идеально сочетается с применением на уроках технологии полного усвоения, которая является одним из вариантов программированного обучения.
Суть: после определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты – учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов), далее организуется обучение, проверка – текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка. И так до полного усвоения заданных учебных элементов, тем, разделов, предмета в целом.
Успешность обучения зависит от многих факторов. Одним из главных является обучение с учетом способностей и возможностей ученика.
По технологии полного усвоения обучение происходит на основе индивидуальных особенностей учащихся. Данная технология позволяет в едином классном коллективе работать с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей.
Учебный процесс по модели полного усвоения состоит из следующих этапов:
1) Мобилизующий этап
а) общая установка
б) детальное уточнение целей обучения
2) Изучение нового материала
3) Диагностическое тестирование
4) Коррекционная работа
5) Итоговое тестирование
После изучения нового материала и первичного закрепления следует переходить к следующему этапу — диагностическому тестированию.
Диагностический тест позволяет увидеть тех ребят, которые не смогли продемонстрировать полное усвоение материала, выявляет пробелы в знаниях и умениях учащихся по изученной теме, устанавливает уровень усвоения учащимися изученного материала. Цель диагностического теста — выявить необходимость коррекционной работы. Результаты проверки диагностического теста не оцениваются. Сведения по результатам этих проверок служат только для того, чтобы ученик мог легче обнаружить неясности или ошибки и исправить их.
После выполнения диагностического тестирования ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения, т. е. класс разбивается на группу коррекции и группу углубления. Для учеников из группы углубления подбирается дополнительный материал повышенного или углубленного уровня. После самостоятельного выполнения заданий нужно проверить, обсудить результаты. На некоторых уроках ученики из группы достигших полного усвоения помогают отстающим одноклассникам достичь минимального уровня, т.к., объясняя материал другим, они сами усваивают его лучше.
Основное внимание на этом этапе урока следует уделить тем ученикам, которые не усвоили материал. Для коррекционной работы нужно подобрать задания, направленные на устранение пробелов в знаниях, умениях. Для этого по результатам диагностического теста нужно выделить типичные ошибки. Изложение материала повторяется заново, причем способ его подачи изменяется. Для устранения частных пробелов и затруднений применяется индивидуальная форма работы: отстающим помогает или ученик из группы углубления, или учитель. Работа с группой коррекции происходит по следующему плану: объяснение, опрос, работа по образцу.
Для коррекционной работы необходимо составлять альтернативный материал, чтобы у учеников был выбор. Входе коррекционной работы не следует предъявлять более высоких требований к тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки, т.к. важно, чтобы трудности в учебной работе были для таких учащихся посильными.
Цель итогового теста: проверка качества и уровня сформированных знаний, умений и навыков учащихся по теме или разделу. Заключительная проверка проводится в форме теста или разноуровневой контрольной работы. Структура итоговых работ: задания обязательного уровня и задания более высокого уровня, выполнение которых дает возможность сильным ученикам проявить себя.
К концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.
Так как у нас по программе на изучение многих тем отводится только по одному уроку и применить всю модель технологии невозможно, рационально использовать только элементы технологии, а именно диагностическое тестирование. В конце урока после изучения и закрепления материала выполняется диагностический тест, который позволяет увидеть уровень усвоения материала учащимися. Исходя из этого, разрабатывается дальнейшая система мероприятий по коррекции учебной работы учащихся (ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках) через систему индивидуальных домашних заданий. Используя результаты диагностического теста, выделяю типичные ошибки и подбираю необходимый дидактический материал для коррекционной работы на следующем уроке.
Очень часто задания для итогового тестирования были представлены в виде компьютерного теста. В целом, следует отметить, что в своей работе на уроках в мультипрофильной группе я использовала компьютер на всех этапах процесса обучения:
- как источник информации, как тренажер при формировании грамматических навыков и развитии умений, как наглядное пособие для организации работы с текстом, как средство, дающее детям возможность организовать самоконтроль, как средство, помогающее преподавателю организовать индивидуальное наблюдение за учениками.
Чаще всего мы работали с программами English for Pupils, Triple Play Plus, интерактивным учебником по современной грамматике английского языка « Resourses», курсом английского языка в компьютерной программе «Знак».
Использование программы «Знак» помогает детям организовать самоконтроль, после выполнения заданий они имеют возможность проверить себя, проанализировать свои ошибки, сравнить свои нынешние результаты по данной теме с предыдущими.
Интерактивный учебник по современной грамматике английского языка, и программа « Resourses» использовались на уроках формирования грамматических умений и навыков, учащиеся просматривали материал, конспектировали основные моменты, выполняли упражнения на первичное закрепление, каждый имел возможность работать в своем индивидуальном темпе и режиме, мог вернуться к теории во время выполнения практических заданий, тем самым совершенствуя навыки самостоятельной работы. Данная программа способствует овладению лексики по тематическим блокам, изучению формул речевого этикета, совершенствованию навыков письма, отработке правописания слов, употреблению правильного порядка слов в предложении.
Учебная мультимедийная программа English for Pupils помогает сформировать и закрепить первичные грамматические навыки, развить необходимые умения работы с аудио и печатным текстом. Эта программа способствует и общему развитию кругозора, здесь можно найти материалы, связанные с историей, достопримечательностями Лондона. Данным программой я пользуюсь и в ходе занятий по факультативному курсу «Страноведение англоязычных стран», а также на заседаниях клуба английского языка «Собеседник».
Отрадно, что придя в мультипрофильную группу, учащиеся не разочаровались в своем выборе. Безусловно, поначалу им было сложно, возможно, требования, предъявленные к ним , были довольно высокие. Но поняв, что все в их силах , к концу десятого класса мотивация их выросла (вероятно, это связано с пробным тестированием, они увидели реальный уровень теста и поняли, что за них его никто сдавать будет). Это отразилось на их результатах. Согласно мониторинга, уровень обученности рос постепенно. I четверть– 1 ученик на третьем уровне, 6 учащихся на четвертом уровне.
II четверть - все на четвертом уровне. IV четверть – 2 ученика на пятом уровне, 5 учеников на четвертом. Искренне надеюсь, что учащиеся подтвердят свои оценки на тестировании.
На основе материалов, разработанных к урокам в мультипрофильной группе в течение двух лет, создан сборник разноуровневых заданий. Уверена, что он будет полезен в нашей дальнейшей работе, т.к. проблема недостаточного обеспечения учебно-методической литературой является очень важной.