Среда, 18.10.2017, 20:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя английского языка     Зубрилиной Инессы Владимировны

Комфортность обучения учащихся

Комфортность обучения как одно из условий успешности образовательного процесса

 

 

Всем нам присуще стремление к комфорту, к тому, чтобы ничто не омрачало наш быт и труд. Предлагаю задуматься о том, как чувствуют себя в школе наши дети. Ведь учёба – это труд, и труд непростой. И от того, в какой обстановке, в комфортной или дискомфортной, он проходит, зависят не только школьные успехи либо неудачи, но и вообще состояние ребёнка. Комфортно ли каждому ученику в школе? Чтобы ответить на этот вопрос, разберёмся, из чего же складывается комфортность образовательного процесса.

Первое, на что следует обратить внимание, - как отражается учебный процесс на физическом самочувствии школьников - насколько велики и посильны для детей ложащиеся на их плечи нагрузки, как они отражаются на детском организме. Давайте признаемся, что объект различных видов образовательной деятельности далеко не всегда сочетается с возможностями школьников и строится с учётом физиологических психологических особенностей того или иного возраста.

Прежде всего, умственный труд связан главным образом с центральной нервной системой. Неверная организация обучения порождает временное снижение функциональных возможностей организма. Возникает утомление, а затем и переутомление, чреватое негативными последствиями для здоровья учащегося. Школьники страдают от чрезмерной учебной нагрузки дополнительных занятий. Отсюда их необузданное поведение и двигательная активность в короткие минуты отдыха на переменах, чрезмерная возбуждаемость и даже резкость с одноклассниками, учителями. Становится ясно, что о полной комфортности говорить не приходится. А ведь от её уровня зависит работоспособность учащегося. При этом не забудем, что у детей школьного возраста она снижается быстрее, чем у взрослых, особенно у младших школьников.

 Другой показатель комфортности образовательного процесса, тесным образом взаимосвязанный с первым, - это ощущение эмоционального благополучия и безопасности в ходе педагогического взаимодействия.

Комфортность как характеристика образовательной среды возможна в том случае, если в школе созданы условия для активизации способностей учащихся, развития их личности. Сохранить индивидуальность ученика можно лишь уважая посильные ритмы его работы, колеблющиеся по многим причинам. Нельзя травмировать ребенка, работающего медленно, так же, как нельзя тормозить мысли и дела его одноклассника, двигающегося в высоком темпе. Взяв разумную сердцевину, лучше сдвинуть зафиксированные концы урока, дня, четвери или года, чем нарушить естественный ритм работы учащегося.

Существует ещё один субъективный показатель комфортности обучения. Это удовлетворённость (или неудовлетворённость) учащихся различными сторонами обучения.

Одним из основных условий успешности образовательного процесса является  создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Большую часть своего времени в детстве и подростковом возрасте человек проводит в школе. Усвоение ребенком учебных знаний, умений, навыков, а также усвоение им правил поведения в обществе, навыка межличностного общения, накопление определённого культурного минимума формируется через комфортность обучения той среды, в которой находится ребенок. Под комфортностью обучения подразумевается наличие такого режима в школе, когда ребенку даются посильные интеллектуальные и физические нагрузки, когда воспитанник не замыкается в себе, а стремится к общению со сверстниками, с окружающими его людьми. Комфортность обучения - это те микросреда и микросоциум в школе, в которых ребенок имеет возможность раскрыть и реализовать свой природный творческий потенциал. Исходя из возможностей детского коллектива должно определяться содержание обучения, учебные планы, программы, виды деятельности, методическое обеспечение уроков, разумное чередование учебной деятельности и отдыха, создание системы воспитания и развития творческих способностей детей, необходимых и возможных для данного учебного учреждения.

С 2002 года российскими исследователями  В. Зайцевым и В. Кореневской ведется работа по изучению степени комфортности учащихся. Они утверждают, что низкая психологическая комфортность учащихся на уроке влияет на индекс качества обученности по предмету. Чем у учащихся выше уровень общеучебных умений, тем легче им учиться и учить, тем меньше отрицательных эмоций у учеников, а отсюда и высокая степень комфортности.

Согласно результатам исследования у 78%  учащихся, которые принимали участие в эксперименте,  низкий показатель комфортности.

Исследователи выяснили, что основными причинами дискомфорта являются:

1)      сильный прессинг со стороны учителя;

2)      авторитарное воздействие учителя;

3)      присутствие страха не соответствовать ожиданиям окружающих;

4)      отношение ученика к предмету, отсутствие интереса к нему;

5)      отношение учителя, по мнению ученика, к нему;

6)      как ученик чувствует себя на уроке;

7)      доступность изложения учителем материала на уроке;

8)      справедливое оценивание учителем работы ученика;

9)      отношение ученика к объему домашнего задания;

10)   использование директивного, подавляющего стиля педагогического общения;

11)   ярко выраженный педантизм учителя, его неспособность к компромиссу в оценке знаний и поступков учащихся; отсутствие эмоционального контакта в общении с ними.

Таким образом, современному педагогу для повышения успешности обучения учащихся необходимо знать: как чувствует себя ученик на уроке; как он воспринимает учителя; каким ему видится отношение к себе, что он ощущает и о чем думает. В связи с чем, педагогу важно прослеживать динамику отношений в системе учитель-ученик, прогнозировать поведение и развитие личности ученика.

 

 

 

Список литературы

1. Алябьев С.В. Психологический мониторинг. Школьный психолог//Приложение к газете ”Первое сентября”.2000.№35.С.18-19.

2. Зайцев В. "Диагностико-технологическое управление процессом обучения”.//Народное образование//Журнал.2000. №7.С.70-77.

3. Кореневская В.А. Всем ли комфортно в школе? Метод.пособие. Кемерово.1999.С.89.

4. Морозова С.В. Такие разные учителя: новая типология педагогов. Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября”.2000.№3.С.94-97.

5. Путяко Л.М. Когнитивные аспекты общения учителя с учащимися различной успешности в обучении. Мир психологии//Журнал.2001.№3.С.115.

6. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Изд. Питер.2000. С.409.

7. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Учебник.Изд. Феникс.2000.С.544.