Среда, 24.04.2024, 10:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя английского языка     Зубрилиной Инессы Владимировны

Использование интерактивной доски

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

В условиях поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня образования повысился интерес к интерактивным технологиям, использование которых способствует эффективности усвоения учебного материала. Одним из актуальных нововведений стало активное использование интерактивной доски как средства повышения интенсификация процесса обучения за счет интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала.

Использование интерактивной доски является эффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций учащихся.

Интерактивные доски есть во многих учреждениях образования нашей республики, но не везде ими активно пользуются. Во-первых, интерактивная доска работает лишь при наличии проектора, и некоторые  учителя просто боятся такого сложного и дорогостоящего оборудования. Во-вторых, для работы с доской необходимо лицензионное программное обеспечение, найти его не просто да и опыта работы с подобным обеспечением у учителей нет, в программе курсов повышения квалификации этот вопрос не затрагивается.

На сегодняшний день наиболее популярным программным обеспечением для интерактивной доски является комплекс «Notebook», учителя гимназии №1 г. Дятлово активно используют его для создания поурочных интерактивных заданий, проведения научно-исследовательских конференций, открытых уроков, мастер-классов. Имея многолетний опыт работы с компьютерными технологиями, члены педагогического коллектива решили принять участие в VI республиканском конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет». Спонсор данного конкурса ЧПТУП «Учпромтехно» учредил специальные призы для участников конкурса в номинации «Программно-методический комплекс, обеспечивающий проведение занятий по учебному предмету с использованием интерактивных устройств» при условии создания ПМК с помощью программного обеспечения «Lynx 4», разработанного данным предприятием. Изучив особенности данной оболочки, мы пришли к выводу, что наш отечественный продукт практически не уступает  комплексу «Notebook».

Программная оболочка «Lynx 4» проста в применении, удобный интерфейс облегчает процесс создания интерактивных заданий. Данное программное обеспечение позволяет одновременно работать с текстом, графическим изображением, видео и аудиоматериалами, управляя процессом работы с помощью указки по сенсорной поверхности доски. «Lynx 4» позволяет заблаговременно подготовить и импортировать прямо во время занятия в структуру файлов-страниц тексты, фотографии, рисунки, схемы, диаграммы и т.д. Большое количество подобных материалов доступны в коллекции «Проводник», имеющейся в самой программе.

Возможность анимации, перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволяют задействовать визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации, что особенно актуально для учащихся средних классов, для которых именно кинестетический способ восприятия информации является наиболее эффективным.  Рассеянные ученики лучше воспринимают информацию, размещенную на  большом экране, это активизирует их воображение, и усвоение материала не вызывает затруднений. Школьники работают сообща, придумывают и обсуждают новые идеи, комментируют изображение. Дети учатся успешно проявлять свою самостоятельность, сотрудничать с одноклассниками и учителем, развивают коммуникативные качества. В результате повышается мотивация и активизируется познавательная деятельность учащихся. Создание на уроках и во внеурочной деятельности доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества поднимает авторитет детей среди одноклассников, помогает верить в себя.

Особыми преимуществами обладает интерактивная доска для обучения иностранным языкам. Заранее подготовленные тематические тексты, обучающие и проверочные упражнения, иллюстрации, аудио и видеоматериалы служат опорой для введения или активизации материала урока, повторения и закрепления речевых моделей и грамматический структур, совершенствования навыков чтения и восприятия иноязычной речи на слух, контроля и самоконтроля знаний.

Во время презентации грамматического явления можно представить схему, используя разные цвета для привлечения внимания учащихся к тому или иному аспекту. Часть материала можно скрыть, используя функцию «шторка». При изучении отдельных речевых конструкций целесообразно использовать тесты с пропусками, которые позволяют контролировать сформированность грамматических навыков быстро и эффективно.

Функция клонирования позволяет увеличить количество одинаковых объектов. На их материале можно не только вводить новые лексические единицы, но и обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации речевой ситуации, что способствует развитию коммуникативных умений. Особое внимание следует уделить работе с аудио и видеоматериалами. В отличие от программной оболочки "Notebook”, где процесс прослушивания и просмотра непрерывен, "Lynx 4” дает возможность работать с фрагментами аудиотекста и видиофильма, останавливаться, повторять, возвращаться к нужному моменту, что облегчает процесс восприятия и понимания иноязычной речи. На интерактивной доске можно захватывать видео изображения и отражать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к ним свои комментарии.

Кроме того, программная оболочка "Lynx 4” позволяет четко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями улучшает способ подачи материала. Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы и возвращаясь к изученному материалу, а рисунки и тексты перемещать с одной страницы на другую. Очень удобно размещать иллюстрированные задания на слайде при выполнении тестовых заданий и самостоятельных работ или в рамках обобщающего урока. Большой экран и наглядность позволяют разрешить вечную проблему раздаточного материала. Работа с интерактивной доской обеспечивает преемственность, полноту и согласованность логической подачи материала при изучении языковых аспектов и совершенствовании умений и навыков учащихся, а также в процессе формирования социокультурной компетенции для презентации страноведческого материала по географии, культуре, истории, традициям стран изучаемого языка. Необходимую информацию можно найти непосредственно в процессе работы с доской, т.к. программная оболочка "Lynx 4” снабжена функциями «Поиск» и «Поиск Google». Большим подспорьем учителям иностранного языка в процессе подготовки уроков и интерактивных заданий станут рекомендуемые производителями ссылки www.iwb.org.uk, www.skolplus.se, www.teachers.tv.

            Систематическая работа с  интерактивной доской обеспечивает целостность и последовательность усвоения учебного материала, предоста­вляет учащимся возможность для проявления самостоятельности, как в выборе тестов, так и в способах выполнения заданий, содействует повышению мотивации, созданию оптимальных условий для самоконтроля.

Анализ уроков и интерактивных заданий к ним, доказывает, что использование интерактивной доски позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, интенсифицировать процесс обучения, способствовать увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками говорения и восприятия речи на слух, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.

Использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися при значительной экономии времени, а также мотивирует учеников на получение знаний и успешность. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции учащихся, совершенствованию навыков общения на иностранном языке.

Наряду со многими преимуществами, подготовка урока с использованием интерактивной доски является трудоемким процессом и требует больших затрат времени. Применение ее на уроке должно быть дозированным. Согласно нормативной документации требуется учитывать, что при компьютерном сопровождении уроков общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15-20 минут, то есть менее половины урока. Можно использовать компьютер и интерактивную доску фрагментами по 2 - 5 минут, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока. Для групповой формы обучения можно организовать компьютерную поддержку в рамках одного урока с помощью метода проектов или приема обучения в сотрудничестве. Интерактивная доска в этом случае может быть использована как для постановки проектных задач перед классом, так и для презентации результатов проекта отдельными группами, причем есть возможность переносить изображение с доски на локальные компьютеры и обратно, что увеличивает эффективность работы.

Опыт работы с интерактивной доской подтверждает эффективное положительное влияние сочетания ее возможностей и реализации дидактических принципов новизны, наглядности, коммуникативной активности, межпредметных связей, интерактивности,  обратной связи, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, а также личностно-ориентированного обучения.

Таким образом, педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса, способствуют  совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителя. Благодаря интерактивной доске дети с большим удовольствием учатся и их результаты улучшаются.